Как проверить сайлентблоки на неисправность
Что такое сайлентблок и его назначение
Шарнир для соединения элементов подвески представлен в виде металлических втулок с резиновой или полиуретановой соединительной вставкой, которая гасит амплитуду колебаний между узлами. Установка сайлентблоков предусмотрена в передней, задней подвеске и для соединения двигателя и коробки передач.
Износ шарниров сопровождается характерным стуком при движении по неровной дороге на небольшой скорости. В данной статье расскажем, как проверить сайлентблоки и к чему приводит их износ.
Признаки износа сайлентблоков на автомобиле
Главной причиной разрушения сайлентблоков является износ резиновой вставки между обоймами. Проблема возникает под воздействием вибраций, ударов, агрессивных веществ, погодных условий. Причиной поломки также может стать неправильная установка детали. Изношенный упругий элемент требует замены в сборе с втулками. Если конструктивно деталь предполагает возможность замены втулки, необходимо осмотреть и другие элементы запчасти, так как они также изнашиваются.
Признаки износа сайлентблоков передних рычагов:
- Потеря курсовой устойчивости автомобиля;
- Неравномерный износ покрышек;
- Вибрации руля;
- Машину ведет в сторону;
- Скрип в передней части авто.
При износе шарниров задней балки на поворотах и при обгоне слышен скрипы и стуки, нарушается устойчивость задней оси, неравномерный износ протектора, колебания задней части кузова.
Основные нагрузки при езде приходятся на сайлентблоки силового агрегата и заднего амортизатора, поэтому важно своевременно проводить диагностику и замену элементов.
Почему скрипят сайлентблоки?
Скрип является первым признаком начала износа сайлентблоков. При этом ухудшается управляемость автомобилем и вибрации во время передвижения. Решить проблему поможет замена детали.
Возможны другие причины скрипа шарнира:
- Плохо затянутый крепеж;
- Некорректное положение затяжки;
- Налипание грязи на резиновую вставку;
- Отслоение вставки от металлических втулок.
Если источник скрипа кроется в неправильной или слабой затяжке, проблему легко устранить. Необходимо загнать авто на смотровую яму, ослабить крепежи детали, поставить рычаги под опоры, отпустить домкрат и затянуть болты до упора. Если скрип не исчез, причина в качестве запчасти. Потребуется ее замена.
При загрязнении резинового элемента скрип наблюдается только после намокания (после дождя). Устранить проблему поможет очистка и смазывание вставки. Если же скрип возник из-за обрыва втулки, что проявляется на поворотах, необходима замена детали.
Возможен скрип недавно установленного шарнира, когда деталь еще не «притерлась». Устранить проблему поможет силиконовая смазка.
Последствия несвоевременной замены сайлентблоков
Каждый элемент узла подвески связан с другим, поэтому износ шарниров влечет за собой разрушение оси рычагов, амортизаторов, отбойники и других сопряженных узлов.
Последствия износа:
- Потеря контроля над автомобилем на больших скоростях;
- Смена углов установки колес;
- Неравномерный и преждевременный износ шин;
- Разрушаются посадочные места крепления шарниров;
- Износ переднего рычага подвески.
Несвоевременная замена сайлентблоков приводит к разрушению важных элементов подвески, дорогостоящему ремонту и небезопасному движению.
Как проверить сайлентблоки на износ
По регламенту технический осмотр шарниров необходимо проводить каждые 50 тыс. км. При аккуратной эксплуатации и езде по хорошему дорожному покрытию замену деталей необходимо производить каждые 100 тыс. км. Замедленная реакция на маневры и повороты свидетельствует о необходимости диагностики, доверить которую можно специалистам на станции техобслуживания либо провести самостоятельно.
Диагностика на износ сайлентблоков:
- Осмотр резиновых и металлических элементов шарнира на наличие дефектов. Втулки должны быть расположены по центру, резинки без трещин и расслоения.
- Проверка на люфты. Необходимо приподнять автомобиль с помощью домкрата и монтировкой воздействовать на рычаг. Шарнир должен трудно смещается на небольшое расстояние и легко возвращается в исходное положение.
- Проверка рычагов нагрузками. Для этого необходимо сильно раскачать машину на яме. Разрушение шарниров будет заметным по появившемуся зазору между резиновой частью и втулками.
- Прослушивание. Наличие скрипов и стуков при нагрузке свидетельствует о проблеме с сайлентблоками.
- Тестирование стабилизатора методом раскачивания. Большой ход детали говорит об износе шарниров.
- Диагностика задних шарниров. Необходимо раскачать заднюю часть автомобиля вверх-вниз. О проблемах сообщит проседание центральной втулки.
- Проверка балки. Нужно вывесить заднюю ось и покачать колеса. Если оно движется взад-вперед, шарнир неисправен.
Самостоятельная диагностика сайлентблоков требует навыков и наличия специальных условий для ее проведения. Если возникли сомнения в исправности шарниров, лучше доверить проверку важного узла специалистам.
Как продлить срок службы шарниров
Для сохранения эксплуатационных характеристик сайлентблоков необходимо следить, чтобы смазочные материалы, топливо и автомобильная химия не попадали на резиновые элементы детали. Не забывайте наносить на них смазку для очистки и восстановления поверхности.
Шарниры с вставками из полиуретана не предназначены для эксплуатации при сильных морозах. Низкие температуры негативно сказываются на эластичности материала, что может привести к разрывам. Не оставляйте при стоянке руль выкрученным на длительное время. Это приводит к деформации шарниров.