Устройство подвески и как она работает
Дороги, которыми передвигаются наши автомобили, оставляют желать лучшего. Встречаются участки, где одни ямки, и езда превращается в преодоление препятствий. Благодаря подвеске автомобиля передвижение становится более комфортным, а управление — более предсказуемым. Она представляет собой совокупность устройств, которые:
создают и обеспечивают упругую связь между несущей системой и колесами автомобиля;
снижают динамические нагрузки, которые несут несущая система и колеса, тушат их колебания;
регулируют положение кузова движущегося автомобиля.
Детали подвески автомобиля, а также принцип ее работы мы рассмотрим ниже.
Как работает подвеска?
Главной задачей подвески является поглощение энергии от удара с помощью движущихся конструктивных элементов. Как это происходит?
Колесо автомобиля наезжает, к примеру, на камень. Из-за его связи с подвеской, после наезда меняется положение отдельных частей подвески. Энергия, которая приходится на колесо, передается на амортизатор: происходит сжатие пружины, находящейся в состоянии покоя. Таким образом она удерживает удар, полученный ходовой частью, не давая ему перекинуться на кузов. Большинство толчков гасится благодаря упругости пружины. После поглощения энергии пружина разжимается и становится в начальное положение. Остальные элементы подвески возвращаются также в предыдущую позицию.
Подвеска решает такие задачи:
поглощает вибрации, а также толчки и удары;
стабилизирует движение автотранспорта благодаря тому, что обеспечивается постоянный контакт колес и дорожного покрытия;
точное управление машиной с помощью руля, благодаря контролю над пространственным положением колес.
Автомобиль также имеет подвеску двигателя. С ее помощью гасятся удары толчки и колебания, возникающие при работе мотора.
Составляющие подвески
Различные модели автомобилей будут отличаться устройством подвески. Детали подвески включают сотни наименований. Рассмотрим некоторые запчасти подвески, а также их назначение.
Амортизаторы
Специальные устройства подвески автомобиля, которые уменьшают (демпфируют) или полностью поглощают механические колебания во время езды.
Жидкость в амортизаторе проходит через ряд отверстий, таким образом энергия колебаний превращается в тепловую энергию.
Шаровая опора
Шарнир, прикрепляющий ступицу колеса к рычагу подвески. Количество шаровых опор определяется типом подвески: больше рычагов — больше опор. На одной подвеске их бывает от 2 до 5.
Шаровая опора работает на износ, поскольку принимает на себя удар от дорожного полотна.
Втулка стабилизатора
Деталь, вылитая из резины, благодаря которой стабилизатор прикрепляется к кузову. Втулка поглощает вибрацию узлов подвески, что обеспечивает машине плавный ход и уменьшает шум.
Стойка стабилизатора
Шток длиной от 5 до 25 см с приваренными шарнирами или сайлентблоками. Стойка стабилизатора соединяет сам стабилизатор с поворотным кулаком либо ступицей. Выполняет роль демпфера и гасит разнонаправленные усилия, которые возникают при неравномерном движении и поворотах.
Ступица
Одна из наиболее долговечных деталей подвески. Изготовлена из литой стальной болванки. Ступица — это основа для установки колесного диска, а также тормозной системы. Она фиксирует колесо и обеспечивает его свободное вращение.
Подшипник ступицы
Ступичный подшипник — это опорная деталь автомобиля, несущая его массу и испытывающая динамические нагрузки при маневрировании, разгоне и торможении.
Пыльник амортизатора
Вместе с отбойником составляет защитный комплект амортизатора. Пыльник — это резиновая гофра-чехол, закрывающая рабочую поверхность штока. Он не дает попадать на шток дорожной грязи, песку и влаге.
Отбойник амортизатора
Это резиновый цилиндр, который насаживается на шток. Отбойник амортизатора демпфирует удары штока, когда пружина не выдерживает нагрузки.
Сайлентблок
Резинометаллический шарнир, состоящий из двух металлических втулок. Между ними расположена резиновая (полиуретановая) вставка. Сайлентблок между собой детали подвески и благодаря упругой вставке останавливает колебания, передающиеся между узлами. Он выдерживает наибольшие нагрузки и противостоит деформации подвески.
Рычаги
Функции рычагов, как правило, зависят от их места расположения. Рычаг бывает поперечным и продольным, а также верхним и нижним.
Верхний рычаг на передней подвеске держит верх рулевого кулака и не допускает завалиться вбок прикрепленному колесу.
Нижний помогает верхнему, частично выполняя ту же функцию, а также следит за устойчивостью нижней части стойки МакФерсон, препятствуя раскачиваниям.
Продольные рычаги встречаются в задней многорычажной подвеске. Они удерживают задние стойки от воздействия сил, возникающих параллельно оси движения автомобиля, при увеличении скорости.
Подшипник опоры
Резинометаллическая деталь, прикрепляющая стойку амортизатора к подвеске и кузову машины. Передает вес автомобиля на колеса.
Варианты подвески
Все подвески, которые устанавливаются в нынешнее время, разделены на две группы — зависимые и независимые. Встречается и промежуточная вариация — полузависимая подвеска.
Зависимая подвеска
Отличительная черта данной конструкции — соединение колес осью, не дающей им перемещаться по отдельности.
В машинах с передним приводом соединяющей осью является специальная балка, а в заднеприводных — задний мост, выступающий также элементом трансмиссии.
Достоинства подвески — простая конструкция, надежность, хорошее сцепление с ровным дорожным полотном. Недостаток — при поворотах возможно потерять сцепления.
Такой тип подвески в наше время встречается редко, преимущественно на грузовиках и внедорожниках с полноразмерной рамой.
Независимая подвеска
Особенность ее — нет связи между колесами на одной оси: двигаются отдельно друг от друга. У каждого колеса предусмотрена своя демпфирующая направляющая. Независимая подвеска бывает нескольких типов.
Самый распространенный вариант — подвеска МакФерсона, также называется “качающаяся свеча”.
Довольно популярный тип — рычажный. Существуют двухрычажные и многорычажные подвески.
Полузависимая подвеска
По внешнему виду сходна с зависимой. Ее отличие состоит в балке, которая является торсионной и способна работать на скручивание. Поэтому у колес есть возможность перемещаться в вертикальном положении независимо друг от друга.
Простая, надежная конструкция способствует частому применению подвески для переднеприводных автомобилей, а именно — на задних осях.
Неисправности подвески и их устранение
О том, что подвеска неисправна говорят такие симптомы:
шум или стук, которые возникают во время движения машины;
автомобиль “уводит” в сторону;
не регулируются углы у передних колес автомобиля;
самопроизвольно возникает угловое колебание на передних колесах;
кузов машины проседает в передней части;
автомобиль при нагружении крениться в одну сторону.
С чем могут быть связаны такие неприятности и как с ними бороться?
Выход из строя амортизаторов. Необходимо отремонтировать или заменить узел с поломкой.
Ослаблены болты на штанге стабилизатора. Следует подтянуть болты или же поменять резиновые шайбы.
Износ элементов шаровых опор. Необходимо полностью заменить детали.
В подшипниках колес появился зазор. Требуется заменить подшипники.
Деформирован поворотный кулак. В случае небольшого изгиба, можно попытаться его выровнять, если изгиб большой — замена детали на новую.
Нарушена параллельность осей. Следует выравнивать положение осей между собой.
Если понадобились детали для подвески, то в интернет-магазине автозапчастей Токо.юа вы сможете купить все, что нужно по выгодной цене. Изучите каталог продукции на нашем сайте и определитесь с запчастями для ремонта или ТО.
Доставка возможна в любую точку Украины. Наши менеджеры с удовольствием помогут вам разобраться во всех нюансах.
Интернет-магазин Токо.юа работает для вас!