Всё что нужно знать о комплекте сцепления
Сцепление - элемент трансмиссии, который участвует в передаче крутящего момента от двигателя к колесам, предназначен для плавного переключения передач, гашения крутильных колебаний, кратковременного отсоединения трансмиссии от маховика двигателя, обеспечивает переключение передач на автомобилях с механической коробкой передач.
Как и каждый узел автомобиля, сцепление предрасположено к изнашиванию и имеет свой жизненный ресурс. Чтобы не упустить момент и вовремя отдать авто на сервис для диагностики, необходимо знать о следующих признаках неисправного сцепления:
- Снижении динамики при ускорении движения автомобиля.
Когда ведомый и нажимной диски проскальзывают между собой, крутящий момент от двигателя не в полном объёме передаётся на коробку передач и колёса. В такой ситуации характерен неприятный запах жжёной резины, которая исходит от диска сцепления, а в частности от фрикционных накладок. Такую же неисправность может спровоцировать и чрезмерная нагрузка на автомобиль, к примеру перевозка очень тяжёлого (гружённого) прицепа. В таком случаи, изношенные диски, которые ещё не показывают явных признаков, могут проскальзывать между собой учитывая большую нагрузку на них. А это уже сигнал того, что в скором времени, такие же признаки могут появиться и при езде без прицепа. - Сцепление начало 'хватать' вверху.
Автомобили с механической трансмиссией сцепление 'хватает' приблизительно на середине хода педали сцепления. Если же стало заметно, что машина начинает трогаться с места на первой передачи, когда педаль сцепления находится ближе к верху (т.е. ближе к не выжатому состоянию), то это указывает на износ данного узла и чем выше, тем более изношенным является сцепление. - Сцепление «ведет».
Это определение относится к ситуации, когда диски сцепления не расходятся полностью, когда выжимается педаль сцепления. Такие признаки есть противоположными проскальзыванию, о которых мы уже писали. А проявляется это банально просто, что не заметить не возможно - возникают трудности в переключении передачи или же нескольких передач (вплоть до всех), либо же переключить передачи вовсе не возможно. Переключение передач в случаи данной неисправности обычно сопровождается неприятными звуками, хотя звук при переключении передач может провоцировать и кольцо синхронизатора, но это уже отдельная история самой коробки передач. - В начале движения автомобиль дёргается рывками.
Причина такого поведения авто заключается в повреждённой плоскости ведомого диска, другими словами диск попросту искорёженный. Это вызвано перегревом, который в свою очередь возникает при значительных усилиях на элементы сцепления.
! | Важно знать. Детали
сцепления изнашиваются не только по естественным
причинам. В случаях неправильной эксплуатации автомобиля, таких как:
поездка на перегруженном авто, буксировка тяжёлого прицепа или же старт
движения с пробуксовкой, сцепление работает в
критическом режиме, что может повлечь за собой частичный или полный
выход из строя элементов сцепления. |
А теперь, более детально поговорим об элементах этого узла автомобиля. Комплект сцепления состоит из следующих деталей: ведомый диск (как основной элемент), нажимной диск с пружиной и выжимной подшипник.
Ведомый диск сцепления.
Расположен между маховиком и нажимным диском, его ступица надета на первичный вал коробки передач. Диск сцепления имеет сборную конструкцию: его основу составляет металлический диск, на котором с двух сторон находятся фрикционные накладки. Также в диске предусмотрены демпфирующие пружины, которые смягчают удары и делают передачу крутящего момента более плавной.
Признаки износа диска сцепления:
Износ диска сцепления, а именно толщину фрикционных накладок, не сложно определить способом хода педали. Для этого у вас в первую очередь должен быть правильно выставлен рабочий ход педали.
Визуально постарайтесь разделить рабочий ход педали на 3 части, в том случае если:
- Сцепление начало схватывать в самом начале хода педали, значит диск и его фрикционные накладки в отличном или хорошем состоянии.
- Подхватывание крутящего момента начинается в середине хода педали, свидетельствует о 40-50% износе диска сцепления.
- Сцепление схватывает в конце хода педали или вообще не схватывает полностью, начинает пробуксовывать. Износ в данном случае максимальный, срок службы диска начинает заканчиваться. Если появляется запах жженого, диск сцепления необходимо менять в срочном порядке, иначе он может повредить маховик.
По мимо этого, также, свидетельством сильного износа диска сцепления, служат вибрация при старте с места и пробуксовка в момент нажатия педали газа.
Нажимной диск (корзина сцепления).
Этот узел состоит из корпуса и непосредственно нажимного диска, соединенного с корпусом через пружину. Пружины постоянно прижимают нажимной диск к ведомому диску, за счет чего и производится передача крутящего момента от двигателя к коробке передач. В «корзине» могут использоваться несколько пружин, расположенных по кругу, однако сейчас чаще применяется одна пружина, состоящая из ряда тангенциальных пластин. С одной стороны пластины соединены с корпусом, а в центре — с выжимным подшипником. Корзина сцепления жестко закреплена на маховике, вращаясь с ним как единое целое.
Износ корзины сцепления.
Главным признаком неисправности корзины сцепления является износ лепестков. Они могут потерять свои пружинящие свойства, то есть, немного западать, из-за чего страдает все сцепление, так как уменьшается прижимная сила на ведомый диск. При визуальном осмотре рекомендуем обратить внимание на следующие вещи:
- Лепестки корзины должны находиться в одной плоскости, ни один из них не должен быть загнутым или вывернутым наружу, если у вас видны эти дефекты, тогда это означает что скоро, или возможно уже, нужно заменить корзину.
- Зачастую на лепестках имеются щербинки от выжимного подшипника. Считается, что если эти щербинки расположены равномерно, а их глубина не превышает одной трети высоты лепестка, то это допустимо, хотя и говорит о том, что корзина скоро подлежит замене. В случае, если соответствующие щербинки на разных лепестках имеют разную глубину, то такая корзина точно подлежит замене, поскольку не обеспечивает нормального нажима.
- На лепестках не должно быть трещин или других механических повреждений. Допускается незначительный механический износ лепестков, значение которого составляет не более 0,3 мм.
Выжимной подшипник.
Этот элемент сцепления играет немаловажную роль в работе автомобиля. Благодаря ему происходит включение и выключение сцепления. Процесс запускается, так как педаль связана с выжимным подшипником сцепления, находящимся в середине диска, который оказывает нажим на лепестки корзины.
Определение износа выжимного подшипника:
Главным признаком износа является стук при заведенном моторе, звучащий при выжимании педали сцепления. Но у такой диагностики есть и свои нюансы. Подобный характерный звук усиливается при низкой температуре – так что его можно проигнорировать в зимнее время года. Но, когда свист около педали сцепления возрастет – нужно производить замену детали. Летом же подобный звук – почти всегда гарантирует появление проблем.
! | Важно знать. На выжимной подшипник в рабочем состоянии воздействуют значительные нагрузки. Поэтому, не стоит долгое время держать выжатой педаль сцепления, это чревато преждевременным выходом из строя самого подшипника. |
Бренды на какие стоит обратить внимание при покупке комплекта сцепления или отдельных его элементов.
Комплекты сцепления LUK.
Практически каждый четвертый автомобиль в мире ездит на сцеплении от компании Luk. Немецкий производитель активно налаживает производство собственных деталей по доступным ценам. Продукция производится по единой инженерной базе и технологической схеме. Изготовление комплектов сцепления ведется не только в Европе, но и на территории Соединенных Штатов. Среднестатистический срок эксплуатации находится на уровне 110-120 тысяч километров. Выжимной подшипник может прослужить на протяжении 80 тысяч километров активной эксплуатации. В конструкции присутствует гаситель вращательных колебаний, благодаря которому достигается высокий комфорт во время езды.Комплекты сцепления Valeo.
Эта фирма была образована в 1923 году и сейчас является крупнейшим поставщиком автозапчастей. Средний срок службы комплекта составляет этого производителя составляет 100 000 км, но бывали случаи, когда узел выхаживал и до 200 000 км. Стоимость товаров немного выше средней, но это оправдано плавной работой без провалов. Отзывы водителей показывают, что комплект сцепления этой фирмы обладает повышенной термической устойчивостью — в жару. По мнению наших экспертов производитель достоин участия в рейтинге ввиду выпуска комплектов сцепления с запасом по крутящему моменту. Например, если продукция имеет показатель 6000 об/мин, то на самом деле она выдержит до 8000 об/мин. Такой запас в 30% актуален для тех, кто ищет комплект на автомобиль с форсированным двигателем. Сцепление позволит не только резко тронуться с места, но и длительно ехать на скорости 150-170 км/ч.
Комплекты сцепления SACHS.
Данный бренд выпускает комплекты сцепления для большинства марок автомобилей. Автолюбители оценили сцепления SACHS за оптимальную передачу крутящего момента и плавное, практически незаметное для пассажиров, переключение скоростей. Элементы способны выдерживать сильные нагрузки за счет усиленных пружин.Отличительной характеристикой сцеплений SACHS является легкая педаль. Опыт владельцев автомобилей показывает, что механизм бесперебойно работает в условиях городских пробок, интенсивного движения на автострадах, в сельской местности и при спортивной езде. Срок службы сцепления не снижается при использовании прицепа. Механизм легко устанавливается вместо стандартного.
Комплекты сцепления AISIN.
Качество и надежность сцеплений AISIN, на долю которых приходится большая часть рынка компонентов, поставляемых для компании TOYOTA, известно во всем мире. Качество и надежность запчастей AISIN так же на высоком уровне, поскольку компания имеет огромный опыт и глубокие знания в области производства оригинальных комплектующих.Сочетание идеальных компонентов в комплектах сцепления AISIN обеспечивает оптимальную эффективность трансмиссии. Комплекты сцепления AISIN — это идеальная передача мощности, точность отклика педали и соответствие оригинальным комплектующим.