Как проверить ремень ГРМ и узнать пора ли его менять
Зачем проверять ремень ГРМ
Газораспределительный механизм обеспечивает открытие впускных и выхлопных клапанов в цилиндрах, наполнение цилиндров двигателя воздушно-топливной смесью и отвод отработанных газов. Передача усилия от коленвала происходит за счет ремня ГРМ. От его корректного натяжения зависит работоспособность двигателя и системы зажигания. В статье вы узнаете, как проверить ремень ГРМ и когда требуется его замена.
Диагностика необходима для выявления износа детали или неправильного натяжения. Растянутое устройство приводит к перескоку зубьев, что негативно влияет на работу цилиндров, а износ запчасти чреват ее обрывом и погнутыми клапанами.
Признаки изношенного устройства ГРМ
Определить состояние ремня можно по внешним признакам. Поврежденный наружный край, истертая или прожженная гладкая сторона, подрезанные зубья, трещины на ремне свидетельствуют об износе детали и необходимости ее срочной замены. При появлении постороннего шума в районе размещения ремня привода, течи жидкости в области его кожухов необходима срочная диагностика механизма.
Признаки ослабленного натяжения ремня:
- Повышенный уровень выхлопных газов;
- Резкое повышение температуры мотора;
- Проблемы запуска, нестабильная работа двигателя;
- Повышенный расход топлива;
- Снижение мощности ДВС.
Проводить натяжение и диагностику механизма можно самостоятельно или в автосервисе.
Как провести диагностику ремня ГРМ
Зачастую деталь закрыта защитными кожухами. Для ее диагностики необходимо частично разобрать двигатель. Важно проверить также состояние роликов, клин которых может привести к обрыву.
Инструкция по диагностике натяжения:
- отвернуть крепежи крышки;
- снять кожух;
- провести визуальный осмотр запчасти;
- прокрутить коленвал на два оборота;
- перевернуть деталь зубцами к себе.
Поворотный угол должен составлять 90°. Отрегулировать степень натяжения можно при помощи смены положения натяжного ролика.
Как ослабить привод
Для регулировки механизма необходимо обеспечить к нему доступ и запастись набором ключей. Необходимо снять верхнюю опору двигателя и отстегнуть крепления крышки газораспределительного устройства. Пошаговая инструкция послабление изделия:
- скиньте привод дополнительных агрегатов;
- выведите ремень;
- демонтируйте правое переднее колесо;
- открутите крепления шкива (понадобиться ключ на 16 и на 6);
- снимите нижнюю защиту;
- снимите правую опору, приподняв ДВС;
- открутите болты ключами на 16 и на 18;
- ослабьте ремень ГРМ и натяжной ролик при помощи ключа на 13.
Для тщательного визуального осмотра ослабленную деталь можно снять и проверить на наличие дефектов.
Как усилить натяжение ролика ГРМ
Ослабленный механизм может стать источником серьезных неполадок с двигателем. Дотянуть также, как заменить ремень ГРМ, можно на СТО или своими руками.
Инструкция по натяжению ремня газораспределительного механизма:
- Открыть капот автомобиля;
- Снять защитную крышку с ремня;
- Выкрутить свечи зажигания;
- Приподнять авто с помощью домкрата;
- Покрутить ведущее колесо до исчезновения сопротивления;
- Установить КПП на нейтральную передачу;
- Ослабить гайку крепежа натяжного ролика;
- Произвести регулировку;
- Зафиксировать ролик в нужном положении и затянуть гайку;
- Установить защитный кожух.
Для регулировки понадобится специальный ключ.
Чем грозит езда с ослабленным ремнем
Растянутый механизм теряет свои свойства. Настройки натяжения должны быть выполнены по заводскому регламенту, иначе есть риск перескакивания зубьев.
Перескакивание устройства на 1 деление приводит к смещению зажигания на 3,6°. Чем грозит ситуация:
- Увеличением расхода топлива;
- Сложным запуском холодного двигателя;
- Снижением тяги;
- Повышенным объемов выхлопов.
Ситуация становится критичной при перескоке на 2-3 зубьев. Зажигание смещается на 5° и выше, что приводит к сработке предохранителей в автомобилях с электронным блоком управления и невозможности запустить двигатель. В автомобилях без системы контроля продолжать движение можно, но заканчиваются такие поездки обрывом ремня и капитальным ремонтом ДВС.
Ресурс привода определяется пробегом автомобиля. Важно при замене использовать ремни, которым не более 5 лет. После истечения срока они теряют свою мягкость и эластичность.
Чем грозит езда с перетянутым приводом
Ездить с перетянутым ремнем также опасно, как со слабым натяжением. Ресурс детали снижается в 2-3 раза. Увеличивается нагрузка на помпу и ролик.
Последствия езды с перетянутым механизмом:
- Снижается срок службы привода под повышенными нагрузками;
- Преждевременный износ роликов и другого натяжного оснащения;
- Поломки водяного насоса;
- Загиб опоры натяжного ролика;
- Нарушение компрессии.
Частой причиной обрыва ремня является слишком слабое или сильное натяжение. Такая поломка влечет за собой повреждение газораспределительного механизма, важных деталей ДВС или его полного заклинивания.
Избежать дорогостоящего ремонта позволит регулярная диагностика состояния детали и уровня натяжения. При визуальных признаках износа необходима замена автозапчасти. Если вы не знаете, как поменять ремень ГРМ своими руками, лучше обратиться к профессионалам на станции техобслуживания. По регламенту производить замену запчасти необходимо через 50 000 км пробега.