Вязкость моторного масла SAE - в чем разница
Какие бывают вязкости
Вязкость моторного масла — характеристика жидкости, определяющее ее текучесть. Она является основным показателем при выборе смазывающих веществ. Для измерения густоты жидкости в зависимости от температурных показателей используют индекс вязкости. От этого показателя зависит хорошо ли будут смазаны детали и останется ли смазка на поверхности
Классификация вязкости:
- Кинематическая – определяет состояние жидкости при низких температурах;
- Динамическая – определяет состояние жидкости при температуре 150°С.
При выборе автомобильного масла также применяют показатели прокачиваемости и проворачиваемости. Они определяют способность насоса прокачать смазывающий материал, способность стартера проворачивать двигатель при минимальной температуре. Все допустимые параметры вязкости указаны производителями ДВС. Корректный подбор этих значений обеспечивает четкую бесперебойную работу двигателя и оптимальный топливный расход.
Таблица вязкости по SAE
Моторное масло делят на летнее и зимнее. Классификация по SAE определяет температурный диапазон внешней среды, при котором механизмы двигателя работают в оптимальном режиме без трения.
Классификация по SAE делит моторные масла на 11 классов – 6 низкотемпературных, 5 высокотемпературных. Буква W в названии свидетельствует о том, что масло приспособлено к работе зимой. К ним относят продукты с маркировкой 0 W, 5 W, 10 W, 15 W, 20 W и 25 W. При этом масло 0W замерзает при температуре окружающей среды -40 °С, а 25W – при температуре -15 °С.
Существуют также всесезонные масла, которые эффективно функционируют при широком температурном диапазоне. Их маркируют сдвоенными номерами, в которых первая цифра указывает минимальную, а вторая - максимальную рабочую температуру.
Что такое индекс вязкости
Индекс вязкости – показатель, указывающий на уровень изменения густоты и текучести масла при колебаниях температуры. Зависит он от химического состава жидкости. Продукт с высоким индексом менее зависим от температуры. Для увеличения индекса производители смазочных веществ проводят их гидроочистку или подмешивают специальные маслорастворимые или синтетические присадки.
Минеральные масла имеют индекс вязкости в диапазоне 120-140, полусинтетические обладают показателем 130-150. Самый высокий индекс (140-170) имеют синтетические смазки. В зимний период для легкого запуска двигателя и корректной его работы рекомендовано использовать синтетическое масло с высоким показателем вязкости.
Можно ли смешивать разные вязкости
Смазочные вещества с разной кинетической вязкостью обладают совершенно разным составом, поэтому смешивать кардинально разные продукты не рекомендовано. У них отличается плотность, диапазон рабочих температур, химический состав.
Эксперименты со смешиванием веществ разной вязкости могут привести к вспениванию жидкости, выпадению осадка и перегреву двигателя. Допускается только долив масла, которое незначительно отличается по своим характеристикам. Например, продукты с маркировкой 5W40 и 5W30. Прибегнуть к такому смешиванию можно в экстренных случаях, когда двигатель «подъедает» масло и необходимо срочно долить жидкость в дороге.
Нежелательно смешивать продукцию разных производителей, несмотря на аналогичные типы вязкости. Дело в том, что компании используют различные присадки для создания своей продукции. Они могут образовать нежелательные химические соединения. При переходе на другой тип масло необходимо слить старую и залить новую жидкость в систему. Желание сэкономить при попытке смешать несовместимые смазочные материалы приводят к быстрому износу двигателя и дорогостоящему ремонту.
Вязкость и тип масла
Моторное масло состоит из основы и различных присадок, определяющих его эксплуатационные характеристики.
Типы масла:
- Минеральное – создано из натуральных нефтепродуктов;
- Синтетическое – производят из компонентов искусственного происхождения;
- Полусинтетическое - состоит из сырья натурального и искусственного происхождения.
Продукты разного типа несовместимы между собой даже при одном показателе кинетической текучести. При их смешивании происходит химическая реакция, которая губительна для деталей двигателя. Наибольший рабочий ресурс у масел синтетического происхождения. Составляет он 10-15 тыс. км.
Как подобрать нужную вязкость
При подборе смазывающей смеси необходимо брать в учет ее структуры. Чрезмерно вязкий продукт не может эффективно сформировать защитную пленку на деталях узла и заполнить зазоры в местах трения. При слишком текучем веществе защитная пленка под действием нагрузки разорвется.
При подборе вязкости необходимо брать в учет рекомендаций дилера машины, в которых прописаны оптимальные показатели и эксплуатационные характеристики смазочного материала, климатические условия эксплуатации автомобиля и пробег транспортного средства. Если двигатель проехал половину ресурса, необходимо перейти на более густую смазку.
Что будет если неправильно выбрать
Моторное масло отвечает за смазку движущихся элементов мотора, охлаждение деталей, улучшение герметизации, противодействие коррозийным процессам. Если выбрать для автомобиля неподходящий продукт, он не сможет эффективно выполнять возложенные функции. Такая ошибка может привести к потере работоспособности узла и дорогостоящему ремонту.